John
|
 |
« Ответ #9 : 16 Декабрь 2007, 11:24:49 » |
|
СТАБФОНД ВАЛЕРИЙ НЕПОМНЯЩИЙ — ОБ ОСНОВНОМ ПРИЗНАКЕ МАСТЕРСТВА И БЛЕСКЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ
На протяжении всего сезона самым популярным оставался вопрос: есть ли у кого-то чемпионская игра? Но как бы мы ни настаивали на том, что тот же «Зенит» не показывал качественного футбола, он оказался наиболее стабилен. Даже когда Питер играл плохо, он исправно набирал очки. Так что давайте не будем привередами: мол, команда-чемпион должна постоянно сверкать золотом. Команда-чемпион не должна ржаветь. А отполировать ее до золотого блеска — дело техники.
«ЗЕНИТ». АДВОКААТСКАЯ КОНТОРА
Первый полный сезон я внимательно следил за чемпионатом России. И у меня, жителя Москвы, появилось ощущение, что столица не то чтобы болела против, но не очень желала чемпионства «Зенита». И сейчас немало болельщиков считают победу «Зенита» победой денег. Но разве это осуждается? Так и должно быть: если вкладываются деньги — команда приобретает приличных игроков. Если с приличными игроками прилично работать — будет приличный результат.
С этим причинно-следственным законом спорить бесполезно. И в России он тоже работает. Вспомните ЦСКА двухлетней давности. Пусть у них и было чуть по-другому — первая волна бразильцев, купленная на вырост, сделала то, что нужно, причем за меньшие деньги. «Зениту» чемпионство обошлось дороже — он приобретал уже готовых футболистов. Они были не столь молоды, но заиграли, а значит, деньги были вложены не зря. И конечно же всех на уши поставила покупка Тимощука. Но этот PR-ход оказался грамотным — о «Зените» стали говорить. А сам игрок затраченные на него средства полностью отработал.
Поначалу, впрочем, даже надежность Тимощука не внушала уверенности в конечном успехе Санкт-Петербурга. Громкие закупки предполагали, что команда с начала сезона начнет выносить всех подряд. А когда этого не случилось, все заговорили: мол, у Адвокаата не очень получается, да и новички оказались не то чтобы вторым сортом, но недостаточно яркими. Действительно, на протяжении первой трети чемпионата «Зенит» от других команд ничем не отличался. Но за очки-то цеплялся! И в этом проявлялся класс команды. А после победы в Кубке над «Динамо» со счетом 9:3 «Зенит» обрел состояние, которое позволило ему нацелиться на лидерство. Это помогло игрокам и тренерам найти взаимопонимание. Они осознали, что у них есть команда. До этого момента тренеры не очень-то доверяли игрокам. Игроки платили им тем же.
И тут «Зенит» стал играть на своем уровне и концовку сезона провел стабильно, чем не отличался ранее. Возникает вопрос: если «Зенит» — такая стабильная команда, так почему же она не отрывалась от конкурентов? Все просто: питерцы нечасто брали очки у московских клубов. Это вопрос не профессионального или технического уровня команды. Это чистая психология, проблема, которую еще предстоит решать.
Но «Зенит» — это не только новички, не только Тимощук и заплаченные за него 20 млн. «Зенит» — это команда многих звезд, каждый из которых является личностью, порой очень сложной и противоречивой. Вот Андрей Аршавин. Много говорилось, что он превратился в человека настроения. Но, возможно, он стал таким только в наших глазах: мы просто стали под микроскопом следить за его поведением, за его игрой, стали более строги к нему и где-то беспощадны.
В прошлом году я прочитал большое интервью Аршавина и подумал: такого игрока я бы взял обязательно. Но затем задался вопросом: а справился бы я с ним как с личностью? В этом у меня большие сомнения. В его харизме и влиянии на команду больше негатива. Возможно, они где-то вредят «Зениту», и он превращается в команду настроения. Не своего настроения — настроения Андрея Аршавина.
Тренеры и руководство должны быть готовы к подобному. Сейчас ведь такое поколение игроков, которое вправе открыто выражать свои мысли. К этому необходимо относиться как к данности и стараться понимать их, хотя и не давать расслабляться. Аршавин — звезда и требует к себе должного отношения. Но он доказал, что умеет с собой справляться. Начав сезон неважно, он затем заиграл на хорошем уровне. И в этом — тоже класс игрока.
И конечно же, говоря о победе «Зенита», мы говорим о первом громком успехе иностранного футбольного тренера в России. Сначала считалось, что иностранцы не поймут нашего менталитета. Потом на примере волейбола и баскетбола мы увидели, что тренеры-легионеры могут здесь работать. Сейчас эксперимент с Диком Адвокаатом подтвердил: футбол в этом смысле — не исключение.
Эксперимент, впрочем, не слишком чистый. Даже сейчас оценивать работу Адвокаата сложно. Он оказался в хороших, стерильных условиях. Надо отдать ему должное — Адвокаат воспользовался этим. Бывает, некоторым и это не удается. Но чтобы получить более объективные результаты, нужно проверить, что будет дальше. И у меня есть сомнение, что с Адвокаатом «Зенит» обязательно ждет хорошее будущее. В тренерском деле сегодня у тебя все в порядке, а завтра что-то сломалось, и уже все идет не так.
«СПАРТАК». АРТИСТИЧНАЯ НАТУРА
Главная оценка команды — это стабильность. Среди специалистов и болельщиков третье подряд «серебро» «Спартака» расценивается как неудача. На самом деле это очень серьезный успех, когда команда три сезона держит себя на таком высоком уровне. Другое дело, что эти успехи могли быть и весомее. «Спартак» не может без того, чтобы в нем что-то не происходило. И этим он тоже привлекает к себе внимание. Все-таки натура у команды артистичная, а артисты не могут жить без атмосферы некоего ажиотажа.
Мне как тренеру хотелось, чтобы у красно-белых была выверенная позиция на трансферном рынке, но, очевидно, у них есть своя философия. И нам не обязательно знать, почему «Спартак» покупает игрока «X» и не покупает игрока «Y» или, к примеру, отпускает Торбинского, являющегося важной фигурой. И это не только свойство нынешних менеджеров команды. И раньше были подобные примеры — вспомните уход Тихонова.
Мне как неспартаковцу, как человеку вне этой системы понять их логику сложно. Да, может, и не нужно. Но тот же фактический владелец клуба Леонид Федун объяснил сейчас, почему он не желает тратить слишком большие деньги. Это нормальная позиция бизнесмена серьезного уровня. Мы можем и недопонимать его. Но он заработал серьезные деньги, а мы этого не умеем. Значит, его действия оправданны.
Но вот кто умеет двумя-тремя словами объяснить ситуацию, которую не все и не всегда понимают, так это Станислав Черчесов. Посмотрите, он ни разу вслух не высказался по поводу Торбинского, но мы чувствуем, что тренер не желает ухода игрока. Однако главный тренер понимает и позицию руководства и во благо команды должен разделять ее. Это нормально. Владелец может и должен влиять на политику клуба — в конце концов, платит-то он. Но деньги — на ветер, если нет между руководством и тренером взаимопонимания. И Федун как бизнесмен наверняка понимает и это. Он в каких-то нюансах разбирается меньше, чем Черчесов. Так вот, задача тренера в таком случае — донести до руководства свое видение ситуации, убедив, что его позиция правильная. Тогда и давления на него будет меньше.
Наверное, справедливо, что новичку российского чемпионата Черчесову не могло сразу повезти в том, чтобы он выиграл чемпионство. Но у тренера должно быть право на ошибку. Теперь же у него есть стимул идти дальше, увидев свои просчеты. Я бы хотел, чтобы он их увидел.
Черчесов — такой человек, что его команда будет играть в свой футбол, не подстраиваясь под соперника. Но я, к примеру, не считаю это правильным. Вот Слуцкий в этом сезоне готовил команду под каждого противника. А Черчесов будет играть с «Миланом» в тот же футбол, что и с «Сатурном». И здесь, мне кажется, кроется ресурс, который «Спартаком» еще не использован.
Вообще очень сложно оценивать работу тренера, досконально не зная ситуации. Берем матч с «Сатурном», в котором в силу известных причин не играл Торбинский. Сейчас все говорят: будь он в составе, все могло сложиться по-другому. Но и с ним «Спартак» мог не забить. Реализация — это момент, который тренерам почти неподвластен. Павлюченко встанет с той ноги — забьет два мяча, а не встанет — не забьет. Реализация — это как вдохновение для поэта. Вот сегодня у журналистов перо летает, а завтра, убейся, не пишется, и все. Не было у «Спартака» в матчах с «Сатурном» и «Селтиком» вдохновения. И получились две самые большие неудачи, по которым и оценивают сезон.
ЦСКА. ОНИ УЙДУТ НА ЗАПАД
Что не так сделали в ЦСКА, что армейцы опустились на третье место, им еще предстоит разобраться. Этот сезон для них был одним из труднейших — это факт. И ни один клуб Премьер-лиги в этом сезоне, окажись он на месте армейцев, не смог бы занять третье место. ЦСКА сумел выйти из пике. И прежде всего потому, что Газзаев и Гинер одинаково оценивают ситуацию. Они не ломают стулья, а умеют находить понимание в сложных ситуациях без давления на игроков вне команды. Конечно, внутри есть конфликты — как без этого? Но сор из избы не выносится. Я очень завидую Газзаеву, что он работает в такой атмосфере.
При этом нельзя не признать: ситуация, когда команда дает результат только при хорошем выступлении Вагнера Лава, Жо и Карвальо, тупиковая. В таком клубе, как ЦСКА, должны быть более богатые ресурсы. Это вопрос к селекции. В этом сезоне она не очень удалась, ведь молодые игроки пока не заиграли. Но так же очевидно, что лидеры ЦСКА потеряли мотивацию. Не только бразильцы, наши ребята — тоже. Но повлияло на них настроение легионеров.
Конечно, Жо, Вагнер Лав и Карвальо хотят играть в Европе. Это очевидно, это закономерно, и это правильно. С ЦСКА они выиграли все, что можно, и теперь думают, что было бы неплохо уехать. Другое дело — хочет ли их отпускать руководство. Возможно, оно не против, но рассчитывает на приличную компенсацию — ЦСКА же их если не вырастил, то довел до созревания.
Сложно упрекать Газзаева, что он не предвидел подобного развития событий. Очень сложно было быть готовым к тому, что сразу четыре игрока (посчитаем и Дуду) одновременно выйдут на такой высокий уровень. Клуб очень многое дал своим игрокам. Они тоже не остались в долгу. Но все должно быть цивилизованно. Чтобы Вагнер Лав, покинув армейцев, не начал рассказывать глупости, как О’Коннор, уйдя из «Локомотива». А команда не умрет, она найдет в себе силы жить. Дай бог, что один из бразильцев уйдет, а остальные выздоровеют психологически и останутся. У игроков ведь как бывает — что-то им бьет в голову, и нужно, чтобы какое-то время прошло, чтобы их отпустило.
«МОСКВА». РАЗВОД БЕЗ РАСЧЕТА
Если «Спартаку» полагается серебряная медаль за стабильность, то «Москве» хорошо бы что-нибудь вручить за прогресс. Эта команда по всем параметрам превзошла все остальные свои сезоны. В «Москве» появилась уверенность в своих силах. Она реально претендовала на место в тройке, и одно то, что поиски нового тренера «горожан» вызвали серьезный конкурс, говорит о многом — что-то я не помню, чтобы раньше было много желающих возглавить эту команду.
Когда мы характеризуем «Москву» по составу, то говорим, что она претендует на 5—6-е места. Для меня лично это несколько непонятно. Как можно вот так определять уровень притязаний? Но вот не хватившее «Москве» «чуть-чуть» до третьего места как раз сложилось из этого, потому что игроки думали, что не могут пока быть в призерах. Не скажу, что такая позиция ущербна, но она сбивает. С другой стороны, нельзя себя и переоценивать.
У каждого человека есть честолюбие, но оно должно соответствовать чему-то. Так вот, у тренеров и игроков была реальная оценка своих возможностей. Они понимали, что в отдельной игре могут одолеть кого угодно, но в целом может и не получиться. А руководство считало, что «Москва» должна бороться за чемпионство и должна была брать Кубок, в финале которого играла. Это тоже правильное состояние, когда руководитель (читай — Белоус) горит на работе: он хочет быть лучшим. Так вот, разница в понимании возможного и желаемого, очевидно, у обеих сторон не совпала. И действительно, самые важные матчи «Москва» не выиграла, да и в ней не играло ни одного российского сборника. Значит, у «горожан» все в будущем.
Только вопрос, кто поведет команду в это будущее. В разводе «Москвы» и Слуцкого я — на стороне тренера. Руководитель имеет право менять наставника, но важно, как все это обставлено. Тренер, когда уходит, внутренне должен соглашаться с этим шагом руководства, пусть ему и трудно это сделать. Но в той ситуации, как обошлись со Слуцким, можно сказать, что он ушел с высоко поднятой головой, чему свидетельство — очередь, которая за ним выстроилась со стороны работодателей.
|